Обыкновенный фашизм (1965) DVDRip [H.264]Производство: СССР, к/ст Мосфильм Жанр: документальный, хроника, военный, история
Режиссер: Михаил Ромм, и он же о съёмках фильма "Обыкновенный фашизм" Участники: Михаил Ромм, Марлен Дитрих, Йозеф Геббельс, Адольф Гитлер, Герман Геринг, Иосиф Сталин, Дзюкити Уно
Описание: Фильм-монолог, фильм-исследование. Но исследование не фашизма в целом и тем более не детальный анализ всех его чудовищных массовых преступлений. Нет, это исследование природы фашизма, той питательной среды, на которой вызрели его споры. Исследование не одного только «фюрера», хотя и его тоже, ибо, словами Генриха Манна, «Свет никогда не узнал бы, до какой грязной мерзости и наглой глупости может дойти человек, если бы не было Гитлера…» Это фильм о народе, позволившем совершать чудовищные преступления, совершавшем эти чудовищные преступления, показавшем (продолжим цитату) «…до каких размеров может дойти позорное падение какого бы то ни было людского общества». Да, были честные немцы, и о них упоминается в фильме, но все они, или почти все, сгинули в концлагерях. А в основной своей «массе», немцы исступленно обожали «третий райх» и его «новый порядок».
Возраст:18+(зрителям, достигшим 18 лет. запрещено для детей) Рейтинг MPAA:R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого)
Релиз от:Веселый Гном (Gnome Jovial)
Продолжительность: 02:10:07 (01:08:02+01:02:05) Качество видео: DVDRip Субтитры: Нет
Кадры, где на немецких улицах люди экзальтированно приветствуют нацистские дефиле. «Нет, это они думают, что они люди» (это уже цитата М. Ромма), а на самом деле дикая толпа, охлос, аккламирующий убийц, и сам становящий массовым убийцей. «Немцам не следует строить иллюзий, ибо всему миру ясно, что вторая мировая война была использована для преступных действий, с которыми ничто не может сравниться в наше время. Невиданные по масштабам преступные убийства опозорили имя немцев в глазах всего мира». Это уже сказал, точнее написал в своей книге в 1968 г., Вилли Брандт, будущий канцлер ФРГ. Как дошло до такого позора? Может немцы-обыватели ничего не знали о зверствах в лагерях и на оккупированных территориях? «Но даже если бы и узнали, то приняли бы как должное, мол, значит на благо “райху”» (М. Ромм). Да приняли, еще раньше приняли! Взгляды и планы нацистов были известны еще в июле 1934, когда проходил плебисцит, на котором 38 млн немцев (89% голосовавших) одобрили диктаторские полномочия Гитлера. И неспроста пленный немец в письме кается, признавая 1/70-миллионную долю вины. Это признание одного из 70 млн. виновных. Фашизм — это когда «люди перестали быть людьми». Несмотря на страшную тему исследования, М. Ромм, мастер психологического портрета, избрал стиль едкой иронии. Именно поэтому зал, то и дело, взрывается хохотом, как в случае с махровым монархистом Гинденбургом, вдруг ставшим президентом того, о чем сам имел совершенно смутное представление — республики. Со стороны автора это не банальная шутка на публику, это тоже часть исследования, ибо от Гинденбурга до Гитлера — один шаг. Последний шаг к национальному позору. Фашизм германского типа — это звериный шовинизм. Георгий Димитров.
За первые 11 месяцев проката двухсерийную документальную ленту посмотрели 22 миллиона человек. Такой интерес объяснялся и желанием многих разобраться в сталинском тоталитаризме, в 1956 году осужденном на ХХ съезде коммунистической партии Никитой Хрущевым. Это понял главный идеолог власти Михаил Суслов, особенно возвысившийся при сменившем Хрущева в 1964 году Леониде Брежневе. Суслов изъял фильм из проката, а когда книгу о фильме по окрику из ЦК сняли из печати, так объяснил режиссеру принятое решение: "Фильм посмотрели миллионы и забыли, а сотни откроют книгу и начнут думать". Книгу издали почти 40 лет спустя в России и в Германии. Это было уже во времена перестройки.
50 лет назад на советские киноэкраны вышел двухсерийный документальный фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм". Картина вызывала в памяти недавние советские реалии, в частности, сталинские репрессии, подавление инакомыслия, но говорила об этом иносказательно, «эзоповым языком». Полвека спустя фильм смотрится поразительно современно. О работе с Михаилом Роммом и идеологии фашизма в интервью Радио Свобода рассказывает один из авторов сценария фильма Майя Туровская.
Интересный нюанс - начиная с 07:44, 08:35. Картина Михаила Ромма вызывала в памяти недавние советские реалии, в частности, сталинские репрессии, подавление инакомыслия, но говорила об этом иносказательно, "эзоповым языком".
«Гитлер был уверен, что немцы произошли не от неандертальцев, а от греков». «Отборные дивизии должны заняться, в Баварии и Пруссии, улучшением местной породы населения». «Породистые дети…» «Национальное чванство». Групповые едалища и качания. (Последние можно встретить и поныне в среде слаборазвитой публики). «Манера выступлений Гитлера — стиль самовозбуждения. Готово! — орет!»
«Люди перестали быть людьми». «Нацисты обещали, что через десять лет берлинцы не узнают своего города. Действительно — не узнали» (картины руин). Вид с самолета на, порядком потрепанный, Нюрнберг с тамошними бюргерами: «сверху они похожи на муравьев… или тараканов».
Автор обращает внимание зрителя на то, что «фюрер» постоянно держал руки у причинного места. К подмеченному стилю иронии: в кадре английский фашист, кумир уличной шпаны (что-то вроде Навального), получает по роже в 1935 г., а затем, в схожей манере, уже в 1965-м. На что Ромм замечает: «В постоянстве английских традиций есть что-то величественное». Где-то в начале первой серии, в обзоре предвоенного времени, показан черный джазмен, исполняющий песню Элвиса, за 30 лет до того, как Пресли ее «сочинил»:
Напоследок немецкий «комический дуэт». Он действительно комичен: у девушек маленькие тела и непропорционально большие головы. Вероятно, это результат евгенических экспериментов доктора Менгеле, до того, как он перешел на «лагерный материал».