Россия, Санкт-Петербург
Релиз “ILLUSION OF LIFE. LOST FOREVER” (EP)
После очень светлого, мечтательного и неоклассического лонгплея Александр Хихол и его проект Hiholl возвращаются с новейшим мини-альбомом, и в этот раз нас ждёт настоящий и совершенно бескомпромиссный эмбиент. Очень холодные интонации, такое же обжигающее холодом звучание, утробные переливы звуков, ауди-мрак и саунд-чернота в своём первозданном виде, но самое интересное, всё это не просто так и далеко неслучайно, а самым прямым и непосредственным образом связано с концепцией попавшего к нам на рецензию CD. И я не думаю, что музыкант когда-то изменял своему серьёзному отношению к жизни и повышенной вдумчивости, но именно на “Illusion Of Life. Lost Forever” всё это проявилось в самом предельном виде.
Всего шесть не очень продолжительных по большей части треков (немного выделяется разве что семиминутная “Purgatory”) и как видно из названий композиций, нас ждёт в этот раз тёмное и захватывающее путешествие по пустынным локациям загробной жизни. «Жить стоит только ради того, за что не страшно умереть» - считали классики, и Hiholl размышляет на своём актуальном EP как раз на эту тему. «Жизнь - прямая дорога к смерти» - называется первый трек на альбоме, а финальный, в свою очередь, именуется «Смерть – прямая дорога к жизни». А сам Александр как будто замечает: «всё циклично, конец чего-то одного неминуемо будет началом чего-то другого», сообщая и своему произведению такую же закольцованную концептуальность.
И звучит альбом как раз в таком отстранённом и заупокойном ключе. Голос появляется ненадолго только в четвёртом треке “Masks Of Death Under The Gleam Of A Burning”, и это просто небольшой монолог, а затем нас ждут
ужасы и крики “Чистилища”, которое прорисовано практически с дантевской дотошностью и с таким же глубочайшим проникновением в тему, после чего всё завершается в заключительном, шестом треке, название которого я уже упоминал абзацем выше. Без лишних детализаций и ненужных подробностей, автор очень доходчиво и образно прорисовывает нам своё понимание жизни, смерти и лежащих между ними территорий, и звучит это очень целостно и концентрировано.
Я не очень люблю настолько мрачную и погребальную музыку, редко включаю для собственного удовольствия и по своей воле эмбиент подобного плана, но “Illusion Of Life. Lost Forever” мне понравился и запомнился. Что ж, исключения лишь подтверждают правило, а Hiholl на своём актуальном EP смог наваять настоящий монумент серьёзного отношения к жизни и такого же отношения к смерти, что в наше легкомысленное время большая редкость. Его новые треки холодны и бездонны, как пустые колодцы преисподней, и в этом вакууме как будто отражается твоя душа, получившая возможность на несколько минут посмотреться в зеркало вечности и пройтись по долине смертной тени, о которой так вдохновенно писал псалмопевец Давид.
Вряд ли стоит искать какие-то параллели между сегодняшним релизом и недавним полноформатником Hiholl “Four. From Obscure To Light”, о котором я уже сказал в своё время немало хороших слов и по поводу которого даже делал с Александром интервью (они, несомненно, есть, и их не так уж и мало – автор всё-таки у этих релизов один). На мой взгляд, это совершенно разные альбомы и они абсолютно по-разному понимают музыку и само творчество. Сегодня у нас практически бескомпромиссный мрак лишь с эпизодическим проблеском в самом конце, в прошлый же раз была попытка показать дорогу от мрака к свету, и акцент там был сделан всё-таки на светлых, жизнеутверждающих и прекрасных воплощениях нашей жизни.
Маловероятно, что скучающим домохозяйкам, утонченным дамам бальзаковского возраста и романтическим особам будет интересно слушать “Illusion Of Life. Lost Forever”, и они найдут здесь хоть что-нибудь для себя, а вот эстеты темноты, почитатели Данте и Блейка определённо будут впечатлены, как был впечатлён я. Размах и монументальность идей Александра впечатляют воображение, обходительность и изысканность его аудио-мазков радуют эстетическое сознание, а всё вместе это складывается в целостный и концептуальный EP, который не просто призывает задуматься о глубоком и важном, но почувствовать это глубокое и важное, как будто разлучившись на несколько минут со своим телом и отправившись во тьму.
Чуть более светлые, жизнеутверждающие и оптимистичные мотивы появляются на рецензируемом EP только в финальной вещи, которая характерно завершается детским плачем, а я, дослушав диск до конца, окончательно проникся им и полюбил его. Как раз об этом пишет весьма любимый мной и значимый для меня Майкл Ньютон. Александр действительно смог записать по-настоящему целостный альбом, который в такой краткой, но очень доходчивой форме продемонстрировал все основные парадоксы нашего земного мира и ожидающих нас небесных странствий. Серьёзно, без каких-либо упрощений и снижения стиля изложения в угоду слушателю, автор продемонстрировал переливы далёких миров, и сделал это очень хорошо.
Звучит всё это, конечно, жутковато, порой совершенно гротескно и фантасмагорически, но по-другому ведь и быть не могло. Перед тайнами смерти и вечной жизни нас всех берёт оторопь, и было бы странно, если бы этого не происходило. Я вслушивался в звенящие холодом переливы “Illusion Of Life. Lost Forever”, временами даже содрогался от этого пронзающего холода, но всё равно переходил от трека к треку с большим удовольствием и интересом. Альбом у Александра получился живой, яркий и нетривиальный. Тот самый случай, когда тьма становится красивой и даже прекрасной, а тёмное и пугающее начинает казаться влекущим и привлекательным. Есть что послушать, есть о чём подумать.