Шанхайский документ (1928) WEBRip Производство: СССР, Совкино Жанр: документальный, история, немое кино
Режиссер: Яков Блиох Участники: Владимир Степанов
Описание: Дебютный фильм Я.М. Блиоха, посвященный жизни и революционной борьбе трудящихся Китая. События, вдохновившие автора фильма, связаны с происходившей в Китае в 1925-1927 гг. народной революцией, окончившейся разрывом между Компартией Китая (КПК) и Гоминьданом во главе с Чан Кай-ши и началом длительной борьбы между ними. В апреле 1927 года в результате сговора между Чан Кай-ши, руководством иностранных концессий Шанхая и главой "Зеленой банды" Ду Юэшэнем в Шанхае была учинена резня, в результате которой погибло около 4 тысяч коммунистов и им сочувствующих. В октября 1928 г. Чан Кай-ши стал председателем Национального правительства Китайской республики.
Продолжительность: 00:51:30 Качество видео: WEBRip Язык озвучки: немой Субтитры: русские (интертитры)
Когда советские документалисты приехали в Китай, китайская революция переживала кризис, и разрешение на съемки Шанхая, бывшего тогда на военном положении, авторы не получили. Впоследствии Я. Блиох рассказывал: «Мы всячески старались маскировать от следующей за нами по пятам английской и французской контрразведки наши настоящие планы…»«Нам приходилось «воровать» материал. Если, например, мы снимали фабрику, производящую шелк, то должны были говорить, что снимаем коммерческий Шанхай и эта фабрика должна фигурировать в нашей картине»... Весной 1928 года фильм увидели первые зрители. Реакция была единодушно восторженной. Говорили о крупной победе советской кинематографии» («Кино». 1928. № 16). Сравнивали с фильмами Эйзенштейна и Пудовкина («Кино». 1928. № 17). На ее появление откликнулись работники ЦК ВЛКСМ («Комсомольская правда». 1928. 14 апреля) и Емельян Ярославский («Кино». 1928. № 19), газета «Правда» (1928. 25 апреля, статья Хр.Херсонского) и Ленинградский профсовет («Кино». 1928. № 50). В газетных рецензиях тех лет рядом с подробным описанием увиденного в ленте «Шанхайский документ» постоянно присутствует и искренняя убежденность в несомненном новаторстве фильма. Хотя «Шанхайский документ» не был первой лентой в советском кино, посвященной зарубежной действительности, и даже не первой картиной о Китае, справедливость в этом единодушном восприятии ленты как новаторской есть. Новаторской была, как говорили в те годы, авторская «установка к съемке картины».