Вообще, Crusade, особенно ввиду своей безвестности и даже туманности происхождения, иногда заставляет предположить, что это вообще какая-то недоделанная до конца игра. В ней огромные возможности для самостоятельного редактирования сценариев (встроенный редактор – один из самых «мощных» для подобных игр), перед стартом можно настроить огромное количество вещей, включая даже такие, которые не встречаются больше нигде, но вот собственно игровой процесс, к сожалению, не особенно интересен и увлекателен, поэтому описание в этот раз будет достаточно кратким.
Crusade – стратегия с незначительным РПГ-элементом, следующая традициям великой Stronghold 1992 года. Перед началом сценария или кампании вам необходимо распределить очки между четырьмя характеристиками полководца – персонажа, который будет вашим Альтер-эго в игре. Эти характеристики – способность к управлению войсками, обаяние, здоровье и удача – будут, как и в Stronghold, влиять на способности и боевые навыки ваших солдат, а также на их преданность вам. В центре игрового экрана находится собственно игровое окно с видом на привычную для любого варгеймера гексагональную карту, где происходят все действия. В самом верху находится панель управления с различными пиктограммами, с помощью которых и осуществляется управление игрой. Надо сказать, что интерфейс тут очень простой и понятный, не в пример львиной доле варгеймов, подробно описывать его нет смысла.
Видов войск (точнее, не войск, а доступных для управления подразделений, потому как не все они могут воевать) в игре четырнадцать. Есть вполне традиционные крестьяне (могут воевать, но очень слабы, зато умеют производить ресурсы), простые солдаты, рыцари, лучники, а есть и более интересные отряды – например, катапульты, маги, которые не могут драться в ближнем бою, но зато умеют применять различные заклинания с расстояния, строительные отряды, могущие строить стены, замедляющие передвижение противника, медицинские отряды, лечащие основные войска от ран и болезней, не способные к сопротивлению, но полезные разведчики и шпионы, корабли, могущие перевозить отряды (да, бои в игре происходят не только на суше, но и на море), и – внимание – драконы, самые мощные в игре войска. Всем типам войск в игре (даже драконам) необходимо выплачивать ежемесячное жалование. Деньги добываются в виде налога с наших и захваченных поселений. Боевые действия реализованы не особенно хорошо, главный упор делается на численность войск и их «качественность», для тактических манёвров простора не так и много. Вместе можно сгруппировать до пятидесяти солдат.
Также имеются несколько видов строений, важнейшим из которых являются, безусловно, фермы. На фермах нанимаются крестьяне, а главное – там производится зерно, единственный производимый ресурс в игре, без которого войска не могут существовать (в каждой армии должно быть как минимум несколько обозов с зерном, иначе солдаты начнут голодать). К другим объектам относятся имения, деревни, города и замки (всё это приносит какой-то доход, может использоваться как больница для раненых [в городах лечат за деньги, в остальных местах – бесплатно], деревня, кроме того, даёт немножко зерна). Для найма магов используются храмы (в них также можно лечиться), для строительства кораблей – верфи, для разведения драконов – драконьи гнёзда.
Два других интереснейших момента, выделяющие Crusade из огромной массы других стратегий, - это наличие в ней враждебных NPC и интриг, которым даже посвящена отдельная часть панели управления. NPC бывают двух видов: бродячие крестьяне, заражённые чумой (если вдуматься, то это самое страшное из всего, что только может быть), и разбойники. Оба типа NPC могут внезапно появиться на карте и напасть на ваши войска. Справиться с ними не очень сложно, но чумные крестьяне могут вызвать в армии массовую эпидемию, поэтому без медчасти выходить в поход не рекомендуется. Интриги же – ещё более интересная штука. Вы можете отправить своих шпионов во вражеский город с целью поджога какого-либо здания, похищения вражеского золота, также можно размещать на местности разные ловушки, распространять слухи (!) и даже клеветать одному врагу на другого, если они заключили временный союз. Для победы над конкретным противником нужно захватить его главный замок.
Графически данная игра для 1995 года выглядит, к сожалению, не особенно здорово, но для варгейма – более чем приемлемо. Конечно, на самом деле варгеймом эту игру можно назвать с очень большой натяжкой, потому как экономическая составляющая тут достаточно сильна, а игровой процесс не особенно сложен, но всё-таки порекомендовать игру можно всем, кто увлекается старыми пошаговыми стратегиями, - хотя бы потому, что она давно уже стала очень большой редкостью.