Жар - самый известный французский композитор и самый продаваемый: на сегодняшний день продано около 60 миллионов его дисков.
Сын Франс ПЕЖО (France PEJOT) и Мориса ЖАРА (Maurice JARRE), Жан-Мишель ЖАР появился на свет в Лионе 24 августа 1948 года. С детских лет он жил в мире музыки, его дед- изобретатель одного из первых звукоснимателей для проигрывателей виниловых дисков, а его отец Морис ЖАР, начиная с пятидесятых годов, сочинял музыку к фильмам, ставшим впоследствии известными и популярными во всём мире. В 1953 году родители Жан-Мишеля разводятся, и Морис ЖАР покидает семью, чтобы поселиться в Соединённых Штатах.
В пять лет Жан-Мишель начинает учиться игре на фортепиано. Параллельно с занятиями в школе он берёт уроки гармонии, контрапункта и фуги у Жанин РЮФ (Jeannine REUFF) в консерватории Парижа. Атмосфера шестидесятых годов повлияла на то, что он прогуливал уроки в школе, а явление англо-саксонской музыки заставил его играть на электрогитаре в группах-однодневках. Вместе в группой «Тайна IV» («Mystere IV») он выиграет первый приз «Фестиваля улиц Парижа» («Le festival de rues de Paris»).
Оставив филологию, Жар продолжает учиться музыке. В 1968 году он входит в «Группу музыкальных исследований» («Groupe de recherche musicales»), возглавляемую Пьером ШАФЕРОМ (Pierre SCHAEFFER). Там он открывает для себя сольфеджио, охватывающее совокупность всех звуков, окружающих нас.
Тогда же он, еле сводя концы с концами, начинает оборудовать свою собственную студию звукозаписи и приобретать электронные инструменты, несмотря на финансовые трудности.
В 1969 году Жар становится автором электро-акустической пьесы «Счастье- это грустная песня» («Happiness is a sad song»), написанной в «Группе музыкальных исследований» для Дома культуры Реймса. В том же году он сочинит «Клетку» («La cage») и «Эросмашину» («Erosmachine»), две небольших инструментальных пьесы для магнитоальбома.
Его стиль сформировался, его принадлежность к электронной музыке становится очевидной.
Его творческий путь начинается там, где заканчивается у многих композиторов. По случаю установки нового потолка в «Опере Парижа» («L’opera de Paris») Жар становится руководителем балета, названного «Аор» («Aor»). Первый раз электро-акустическая музыка вошла в зал «Оперы Парижа». «Аор»- это музыка, состоящая из семи частей, сопоставленных цветам радуги. Жан-Мишель ЖАР станет самым молодым исполнителем, выступавшим в этом престижном зале. Вопреки мнению критики «Аор» будет исполнен 17 раз. Это была первая подобная попытка после двух других балетов: «Дориэн Грей» («Dorian Gray») Норберта ШУМКИ (Norbert SCHUMCKI) и «Лабиринта» («Le labyrinthe») Йозефа ЛАЦЦИНИ (Joseph LAZZINI).
В 1971 году выходит его первый альбом «Пустынный дворец» («Deserted palace»), который заинтересует нескольких эксцентриков.
Жан-Мишель ЖАР продолжает исследовать все средства выразительности. Он пробует писать музыку к фильмам («Сожжённые амбары»- «Les granges brulee») и к заставкам телепередач. Он также сочиняет для радио «РТЛ» («RTL»), фоновую музыку для аэропортов («Орли»- «Orly»), а также для рекламы «Нестле» («Nestle»), «Пепси-Колы» («Pepsi-Cola»).
Он также активно сочиняет для многих певцов и является залогом успеха многих из них в семидесятые годы. Жар пишет для Кристофа (Christophe), Франсуаз АРДИ (Francoise HARDY), Жерара ЛЕНОРМАНА (Gerard LENORMAN) и больше всего для Патрика ЖЮВЕ (Patrick JUVET). Такие песни, как «Синие слова» («Les mots bleus»), «Сеньорита» («Senorita») и «Где есть женщины?» («Ou sont les femmes?») будут приняты людьми всех возрастов, и публика признает их одними из самых красивых песен.
Между тем, эти сотрудничества не отдаляли Жара от его экспериментальной работы. Жан-Мишель тогда же решает броситься с головой в то, что он по-настоящему любит- электронную музыку. Так он сочиняет «Кислород» («Oxygene»). Любопытно, что перед тем, как он вышел, ни один издатель не заинтересовался этой музыкой. Но Франсис ДРЕЙФЮС (Francis DREYFUS) был очарован этой музыкой. Человек, который открыл для Франции Девида БОУИ (David BOWIE) и «Pink Floyd» («Pink floyd»), возьмёт Жара под своё крыло. Он верит в успех. Звукозаписывающие компании, отказавшиеся издать альбом, кусали локти. «Кислород» покорит весь мир, многократно станет «золотым» диском, он займёт первую строчку в хит-парадах всего мира. Тогда же Жан-Мишель ЖАР будет выбран человеком года в Соединённых Штатах журналом «Люди» («People»). Жан-Мишель сочинил настоящую электронную симфонию, далёкую от повторяющейся, безжизненной и бесчувственной, как у «Электростанции» («Kraftwerk»), музыки. Синтезаторы здесь приобрели душу и совершили переворот в синтезированной музыке, которая тогда ограничивалась лишь набором шумов и грубых звуков, в ней не было поэзии. Жан-Мишель переносит нас к новым звуковым пейзажам, наполненным чувствами.
Главная часть альбома «Кислород 4» будет использована в заставках многих телевизионных передач. В 1981 этот альбом послужит музыкой к австраллийскому фильму «Галиполи» («Gallipoli») Питера Вейра (Peter WEIR). На сегодняшний день продано 12 миллионов копий «Кислорода»!
Также в 1976 году родился первый ребёнок Жара, Эмили (Emilie).
Следующий его альбом «Равноденствие» («Equinoxe») достигнет успеха в 35 странах, будет продано 7 миллионов экземпляров. Благодаря этому альбому Жар получит мировое признание.
7 октября 1978 года он свяжет свою судьбу с английской актрисой Шарлоттой РЕМПЛИНГ (Charlotte RAMPLING). От их брака родился сын Дави (David).
Жан-Мишель ЖАР также станет создателем концепции «Города в концерте» («Les villes en concert»). 14 июля 1979 года Париж был парализован первым концертом Жара. В тот вечер 1 миллион любопытных зрителей собрались на площади Согласия (place de la Concorde), чтобы увидеть этот концерт. Жар в первый раз войдёт в «Книгу рекордов Гинеса» за наибольшее количество зрителей на концерте под открытым небом. После принцип мега-концертов был использован «Rolling stones», «U2», «Pink Floyd» и многими другими.
«Магнетические пения» («Les chants magnetiques»), следующий альбом, вышедший в 1981 году, так же принёс Жару большой успех. Он войдёт в десятку наиболее продавемых альбомов в Европе и станет многократно золотым.
В октябре 1981 года Жан-мишель Жар улетает в Китай для серии из 5 концертов. Это событие, не имевшее места прежде: западный артист не выступал в этой стране после смерти Мао. На переговоры с властью ушло 2 года. На концертах в Китае Жар добьётся успеха благодаря тонкому объёдинению национальных китайских инструментов с синтезаторной технологией. Столкновение двух культур. Жар вернётся из Китая c единственным разрешённым к экспорту правительством мотоциклом с коляской. Альбом, последовавший за этой поездкой, станет одним из самых богатых в дискографии Жара.
В 1983 году он встретился с группой художников, которые организовали выставку в универмагах. Эта выставка включала живопись и скульптуру, но им не хватает музыки. Они попросили известного музыканта сочинить музыкальное оформление к выставке. Жар согласился. Этот тридцатиминутный альбом будет готов после трёх месяцев экспериментирования. Во время работы над этой музыкой Жар сравнивает свой будущий альбом с картиной или скульптурой: каждая вещь уникальна. Так он решает изготовить диск в единственном экземпляре и выставить на продажу. Чтобы сделать свой поступок более зрелищным, Жар уничтожил все матрицы на глазах у судебного исполнителя. После использования на выставке «Музыка для универмага» («Musique pour supermarche») была продана на аукционе в гостинице «Друо» («Drouot») 6 июля 1983 года за 70 000 французских франков, это самый дорогой альбом, проданный на территории Франции! Собранные деньги были отданы молодым художникам. В тот же день Жар отправляется на радио «РТЛ» и даёт разрешение проиграть альбом целиком в первый, последний и единственный раз в мире. Жар завершит свой поступок, бросив в прямом эфире по радио «Попробуйте скопировать!» («Piratez-moi!) Этот провакационный поступок останется единственным в истории дисков.
«Зоовзгляд» («Zoolook») выйдет в 1984 году и в очередной раз приведёт в восторг всех поклонников Жара. Музыкант не попадёт в ловушку повторений, ему удастся обновить свою музыку. Этот новый альбом прославляет человеческий голос- наиболее совершенный инструмент. В новых произведениях звучат слова многих языков мира, изменённые и по-новому окрашенные волшебными синтезаторами музыканта. В записи альбома участвовали Лори АНДЕРСОН (Laurie ANDERSON), Маркус МИЛЕР (Marcus MILLER), Йоги ХОТОН (Yogi HORTON) и Эдриен БЕЛЬЮ (Adrian BELEW).
Следующий этап в творчестве Жара отмечен реализацией его одного из самых амбициозных проектов. НАСА (NASA) заказала у него концерт, чтобы отметить своё двадцатипятилетие и стопятидесятилетие штата Техас (Texas). Всё было готово для большого праздника. «Хьюстонское свидание» («Rendez-vous Houston») должно было поразить весь мир новинкой: музыкой, сыгранной и записанной в космосе. Космонавт Рон МАКНЕР (Ron MCNAIR) должен был исполнить на саксофоне одно из произведений прямо с борта космического корабля «Претендент» («Challenger»). Оба музыканта репетировали до конца. Было предусмотрено всё: изображение должно было передаваться с корабля и проецироваться на одно из зданий, переделанное в гигантский экран. К несчастью, Жан-Мишель ЖАР потеряет своего друга при взрыве корабля. Весь мир ужачнулся этой трагедии. Концерт в Хьюстоне будет воспринят как дань уважения всей Америке.
Шесть месяцев спустя Жан-Мишель реализует свою давнюю мечту: сыграть в Лионе, его родном городе. Концерт был приурочен к приезду папы Иоан-Павла II (Jean-Paul II). Концерт в Лионе совпал со временем, когда Францию захлестнула волна террора. Концерт чуть не отменили. Но зелёный свет был дан после мобилизации служб безопасности. «Лионское свидание» (Rendez-vous Lyon) оставит яркий след в памяти благодаря звуку лазерной арфы и хора.
Жан-Мишель ЖАР никогда не был равнодушен к глобальным проблемам человечества. Альбом «Революции» («Revolutions») станет его криком против ужасов апартеида. Жар ещё раз сталкивает культуры. Диск будет посвящён Дульси СЕПТАНБР (Dulcie SEPTEMBER), одной из жертв апартеида, убитой в Париже 28 марта 1988 года. Однако выход диска будет отмечен цензурой! Причина? Арабское пение в «Революция, революции» («Revolution, revolutions»). Франция переживала время террористических актов. Этот альбом также станет поводом для нового концерта в Лондоне, в старом порту Докландс (Docklands), одном из самых мрачных мест английской столицы. Концерт прерывался несколько раз, поскольку шёл под дождём, который повредил часть инструментов. В конечном счёте англичане увидели два концерта, 8 и 9 октября. Магия Жара совершилась в очередной раз. Старые кварталы вновь обрели жизнь под дождём и предстали перед восхищёнными глазами 200 000 зрителей.
В мае 1989 года по случаю столетия Эйфелевой башни (la Tour Eiffel) Жар, нарушив традицию своих масштабных концертов, подарил Железной даме мини-концерт продолжительностью около 20 минут, транслировавшийся по Мировидению (Mondovision).
В 1989 году Франция также отмечала двухсотлетие своей революции, и это был идеальный повод для такого артиста, как Жан-Мишель ЖАР. У него была идея концерта в Лионе, в квартале Minguettes, пережившем немало горячих событий, являющимся символом быстрой урбанизации. Этот квартал должен был быть разрушен для того, чтобы расчистить место под строительство новых домов. Жар придавал большое значение охране окружающей среды и решает дать концерт в этом месте, прямо перед перестройкой, таким образом он решил отметить революцию, но не прошедшую, а грядущую. Однако организационные проблемы помешали осуществлению проекта.
Всё ещё в 1989 году Жар организует большую выставку. «Концерт изображений» («Concert d’images») прошёл в «Фотографическом зале Парижа» («L’espace photographique des halles de Paris»)с 6 июня по 17 сентября. На этой выставке были представлены фотографии с концертов, начиная от площади Согласия и до Лондона. Посететили также могли поиграть на знаменитой лазерной арфе и послушать пре-версию альбома «В ожидании Кусто» («En attendant Cousteau»).
В 1990 году Жар соглашается сочинить музыкальную тему для компании «Лионские воды» («La lyonnaise des eaux»). Он перерабатывает одно из своих первых произведений и сочиняет «Перестройку» («Remanance»), которая на самом деле представляет собой одну из версий «Калипсо 2» («Calypso 2»).
14 июля Жар устраивает новый необыкновенный концерт под аркой Обороны (l’arche de la Defense). Пирамидальная сцена была установлена точно на прямой между аркой Обороны и Триумфальной аркой (l’arc de Triomphe). На концерте присутствовало 2,5 миллиона человек, новый мировой рекорд для бесплатных концертов. Это шоу совпало с выходом нового альбома Жара «В ожидании Кусто». Для его записи Жар привлёк лучший ансамбль ударников из Тринидада «Amaco renegades». Этот альбом посвящён Кусто, борцу за охрану природы. Кусто для Жан-Мишеля является одной из самых уважаемых личностей во Франции и в мире. Французский музыкант станет одниим из известных людей, подписавших знаменитую петицию Кусто. Эти два великих человека будут сотрудничать в 1992 году в «Палаване, последнем убежище» («Palawan, le dernier refuge»). В этот документальный фильм войдут лучшие вещи Жара и музыка, специально сочинённая для фильма.
Число проектов музыканта увеличивается, и они начинают сливаться. 11 июля 1991 года Солнце встретилось с Луной. Жан-Мишель ЖАР работал над «Концертом затмения» («Concert de l’eclipse»), который должен был длиться в течение всего этого события. Шоу должно было состояться в городе Teotihuacan (Мекиска), а сцена должна была быть установлена перед Пирамидой Солнца. Но многочисленные проблемы (помехи, недостаток насыпи, крушение в Атлантическом океане корабля с оборудованием) помешали артисту поставить этот спектакль. Жан-Мишель называет это время периодом разочарований в его творчестве.
1992 год станет одним из самых загруженных для Жан-Мишеля ЖАРА. 21 марта он становится на один день главным редактором журнала «Фигаро» («Figaro»). Он готовит небольшое лазерное шоу во Дворце съездов Парижа (Le Palis des Congres de Paris») в пользу обездоленных детей, но этот проект в конечном счёте не будет реализован.
Для того чтобы отметить факт продажи 100 миллионов наручных часов в течение 8 лет, фирма «Swatch» попросила Жара поставить мега-спeктакль в городе Zermatt. Вопреки обыкновению он не участвовал в концерте, поскольку вся музыка будет проиграна с жёсткого диска. Это позволило Жару больше сконцентрироваться на визуализации шоу. Во время этого большого праздника «Swatch» представит прототип, первые наручные часы с музыкальным боем. Так родились часы «Swatch MusiCall». Тему боя сочинил Жан-Мишель ЖАР. Её, впрочем, можно услышать в «Хронологии» («Chronologie»). Швейцарская компания станет партнёром Жан-Мишеля во время его турне «Европа в концерте» («Europe en concert»).
Этот год очень пышно закончится в Южной Африке, куда Жар был приглашён, чтобы отпраздновать открытие дворца «Затерянный город». Так же, как и в предыдущем спектакле, живого концерта не было, Жар записал концерт заранее на кассету. Зато на своём первом концерте в Южной Африке Жар настоял на участии местных музыкантов. Совместно с Седриком САНСОНОМ (Cedric SAMPSON) он переработал свои произведения, чтобы достичь атмосферы южноафриканских ритмов. «Вулканический танец» («Volcanic dance») был сочинён Жан-Мишелем специально для южноафриканских ударников.
В 1993 году Жан-Мишель ЖАР был избран посланником доброй воли ЮНЕСКО (UNESCO). Его цель- дать серию концертов в стратегеческих для ЮНЕСКО местах.
Его новый альбом «Хронология» выйдет 23 мая 1993 года. Первый сингл «Хронология 4», стремительно ворвётся во французский хит-парад и сразу же займёт первое место. Этот новый альбом станет поводом для серии концертов. Первый раз Жан-Мишель уезжает в турне по Европе. «Европа в концерте»- это 15 концертов в 7 разных странах. С июля по октябрь Жан-Мишель осветит гору святого Михаила, стадион «Уэмбли», Брюссель, Барселону и даже Версаль. Турне принесёт большой успех, собрав около 660 000 зрителей.
После нескольких месяцев отдыха ЖАР ещё раз отправится к берегам Китая. Его приласят для организации церемонии открытия нового стадиона в Гон-Конге. Это был его второй визит в Китай. В том же 1994 году планировался ещё один концерт, но в конце концов он был отменён. Концерт должен был состояться 18 июня на Рейнштадионе (Rheinstadion) Дюсельдорфа, в Германии.
Новый амбициозный проект Жан-Мишеля ЖАРА был связан с праздноывнием года терпимости и пятидесятилетия ЮНЕСКО. Первый «Концерт за терпимость» («Concert pour la tolerance») состоялся в 1995 году в Париже, у подножия Эйфелевой башни. Этот спктакль реализует давнюю мечту Жан-Мишеля: увидеть Железную даму, изменившуюся в цвете. На концерте будет присутствовать 1 200 000 зрителей, новый успех. Первоначально другие «Концерты за терпимость» должны были пройти в других символичных местах: Бейруте и Атланте, городе Мартина Лютера КИНГА (Martin Luther KING). К несчастью, единственный концерт у Эйфелевой башни завершит проект.
В следующем году Жан-Мишель ЖАР совместно с Минестерством культуры Франции открывает свой первый сайт в Интернете «Пространство за терпимость» («Un espace pour la tolerance»). Его официальный сайт
www.jeanmicheljarre.com откроется в 1997 году.
20 лет спустя после мирового успеха «Кислорода» Жан-Мишель ЖАР возвращается к истокам, записывая продолжение- «Кислород 7-13». В этот раз он смешивает синтезаторы той эпохи и новой технологии. «Кислород 7-13» займёт самые высокие позиции в европейских хит-парадах, его лучшая позиция- 2-ое место в Австрии.
Вопреки этому «закрытому» туру, Жар не порвал с большими концертами и принял приглашение мэра Москвы, Юрия ЛУЖКОВА, участвовать в праздновании 850-летия русской столицы. Концерт проходил перед МГУ, зданием в 400 м длиною и 250 м высотою. В ходе спетакля на фасад университета проецировались кадры из истории Москвы. Одним из незабываемых моментов концерта была связь с космонавтами, находившимися на борту космической станции «Мир». Московские власти оценили количество зрителей «Кислорода в Москве» («Oxygen in Moscow») в 3,5 миллиона человек! Такого скопления народа в Москве не было со времён похорон Сталина в 1953 году!
В 1998 году состоялось большое спортивное событие- Кубок мира по футболу, прошедший во Франции. Жан-Мишель будет участвовать в своей манере в этом большом празднике. Кроме Аполона 440 (Appolo 440), сделавшего ремикс- «Свидание ‘98» («Rendex-vous ‘98»), Жар сотрудничает с Тецуей КОМУРО (Tetsuya KOMURO), известным в Японии артистом, они вместе срчиняют гимн следующего Кубка мира 2002 года, который пройдёт одновременно и в Японии, и в Южной Корее. Эта композиция, названная «Сейчас вместе» («Together now»), порываетс традиционной музыкой Жара, поскольку он напишет песню со словами на английском языке, исполненную японкой. Музыка очень стремительна, и очень трудно узнать почерк Жара. Он также примет участие в церемонии закрытия Кубка мира во Франции, это будет новый концерт у подножия Эйфелевой башни. Никто не видел прежде подобного шоу. «Электронная ночь» («La nuit electronique») стала грандиозным вечером техно, где вместе с Жаром на сцене играли самые известные представители этого жанра: Аполон 440, ДЖ Кем (DJ Cam), Тецуя КОМУРО, Клод МОНЕ (Claude MONNET), Сопротивление Д (Resistence D), Трига (Trigga) и КДД (KDD). Каждый из них исполнил ремиксы на произыедения французского композитора, своеобразное «живое» продолжение альбома ремиксов «Одиссея сквозь кислород» («Odyssey through oxygen»). Несмотря на присутствие 600 тысяч зрителей, «Электронная ночь» не будет принята публикой. Зрители начали покидать Марсово поле уже после одного-двух часов концерта. Жан-Мишель ЖАР понял, что публика была озадачена этим концертом, он скажет, что у него было желание сделать что-то другое.
Последнее представление ЖАРА в 1998 году состоялось на выставке «Яблоко» («Apple») по случаю выпуска нового компьютера «иМак» («iMac»). Это шоу, происходившее в зале, было приурочено к 50-летию электронной музыки. Но концерт был насыщен прежде всего различными визуализациями. Все изображения, проецировавшиеся на экран, были трёхмерные, чтобы зрители могли оценить эти эффекты, им перед началом концерта были выданы специальные очки.
2000 год без всякого сомнения является началом нового этапа в творчестве Жан-Мишеля ЖАРА. В ночь с 31 декабря 1999 года на 1 января 2000 года он исполнил оперу у подножия пирамид Египта, озаглавленную «12 снов Солнца» («12 reves du Soleil»). Как всегда всё прошло с большим размахом: бюджет в 9,5 млн. долларов, 1000 артистов (танцоров, певцов, музыкантов) и 10 тон пиротехнических веществ. Хосни МУБАРАК (Hosni MOUBARAK), президент Египта, присутствовал на концерте, который транслировался на весь мир. Концерт продолжался до первых лучей Солнца в 9 часов утра.
Новый альбом также явился новым начинанием. Озаглавленный «Метаморфозы» («Metamorphoses»), этот новый диск является экспериментальным в плане работы над звуком и не имеет ничего общего с предыдущими альбомами. Жан-Мишель ЖАР уходит от своих музыкальных традиций и чисто коммерческих проектов - «Хронологии» и «Кислорода 7-13»- чтобы возвратиться к экспериментам со звуком - путь, которым он шёл в 80-х годах. Выход «Метаморфоз» был отмечен небоьлшим представлением Жан-Мишеля ЖАРА в парижском кафе «Лучистый человек» («Man ray cafe»), принадлежащем Джони ДЕПУ (Johnny DEPP).